Если вы любите в играх атмосферу, сюжет и необычность, а квесты «сопровождения» никогда не выбешивали вас, если у вас есть терпение и обстоятельность, у вас не вызывает отвращения робот Wally-E, это означает, что, скорее всего, игра Phoning Home - для вас.
Фабула игры проста – разумный корабль ЕР18-ЕР289х65 и его разведчик-стажер АЙОН рассекают космос в поисках редких ресурсов для родной планеты П1. Корабль подвергается гравитационным аномалиям вблизи таинственной планеты, и терпит крушение. Чтобы вернуться домой, им необходимо найти способ, как связаться со своей родиной и попросить о помощи. В процессе игры Айон находит другой корабль своей расы, потерпевший крушение, и его «мобильную единицу», а также, ближе к концу, еще один корабль, уже иной расы.
На первый взгляд Phoning Home – это бродилка-выживание, однако чем дальше, тем больше понимаешь, что она богата и на кусочки других жанров – это и песочница, и бродилка, и сурвайвл с крафтом, и головоломка, и квест-адвенчур, и даже попадаются шутерные возможности. И все это искусно переплетено в сюжетной линии, балансируя на грани, но не скатываясь в трэш.
Сразу скажу, что игра немного багованная, но разработчики все баги отслеживают и правят. Поэтому одним везет пройти игру без единого бага, а другим (у кого слабый компьютер, особенно) не везет провалиться в текстуры и злиться. Но если игра цепляет, разве это проблема для тех, кто играл багованную вусмерть «Готику» и другие игры старых поколений не только из-за боев, но ради атмосферы и безумных сюжетных кульбитов?
Так чем же берет за душу эта игра?
Я долго не могла понять, чем же меня так зацепило-то. У меня были баги, я не могла играть нормально, но я упорно переписывалась с разработчиками, пытаясь разобраться, что же не так. Казалось бы, мало что ли игр? Бери любую и играй. Так нет, не хочу любую, хочу эту.
Потом внезапно поняла. ПРИРОДА! В игре чудесная природа в сопровождении музыки, которая подходит как нельзя лучше. Первое, что завораживает с самого начала, это атмосфера удивительных, живых, очаровательных и фантастических пейзажей, и все это в сопровождении поистине чудесной музыки. Мне правда стало казаться, что я отправилась в далекое автономное путешествие! Это почти как дойти до Мачу-Пикчу или взобраться на плато Рорайма.
Второе - это герой. Он робот. И он всегда молчит.
Практически все, кто смотрел мультик про робота Валли, отмечают похожесть героев. И не только из-за внешнего вида. Когда-то в одном из фильмов про разумного робота Стивен Спилберг нашел гениальный ход для передачи его эмоций, несмотря на совсем негуманоидную внешность, - с помощью особенной конструкции зрительных рецепторов робота. Их подвижность, а также заслонки типа век на глазах передают весь спектр доступных роботу чувств. Как и Валли, наш герой ничего не говорит (по причине сломанного голосового блока), но вот с помощью движения трубок-глаз, силы активации их подсветки, а также за счет положения корпуса робота мы всегда можем понять преобладающие чувства Айона. Опущенная вниз голова, сведенные вместе трубки «глаз» - и вот у нас грустный робот, потерпевший временную неудачу. Ярко пылающий в рецепторах голубой свет, бодрый ход – и вот перед нами активный и надеющийся на лучшее робот. А вот в боевом режиме заслонки-веки у вашей спутницы АНИ встали в такое положение, словно робот крайне недовольно хмурится. И все это дополняется великолепной музыкой, которая искусно ведет эмоциональную линию игры.
Природа чудесна. На первый взгляд очень похожа на земную, но у этой планеты есть тайна, которая постепенно раскрывается. Впрочем, «бескрайние ландшафты с реалистичными динамическими эффектами» действительно прекрасны и завораживающи, но по факту частенько очень даже «крайние», то есть так или иначе ограждены от перепрыгивания через сюжетные точки – то лава, то големы, то бури, то непроходимые скалы. Однако все это только подстегивает развиваться в исследовательском и крафтовом направлении.
Так же довольно быстро становится ясно, что у игрока всегда есть выбор: можно вступить в бой, а можно пошевелить мозгами и придумать, как обойти опасного противника. И это тоже непременный атрибут «атмосферности» - когда вы думаете, что застряли, то, скорее всего, это не так. Некоторые головоломки довольно сложны, особенно во второй половине игры, и в основном нужно полагаться на мозги, а вовсе не на зрительно-моторную координацию. Экономить ресурсы гораздо важнее, чем бодренько прыгать туда-сюда, поэтому приходится думать над каждым шагом. Если вам кажется, что это тупик, то проверьте окружение и какие инструменты вы может разблокировать и использовать. Объединяйте свои инструменты и функции. Зачастую аттрактор плюс телепорт помогают продолжить путь. Бывают периоды времени, когда игроку совсем не требуется телепорт, а бывает, что он необходим на каждом шагу, чтобы пересечь ландшафт или помочь АНИ преодолеть очередную расселину или ступень.
Атмосфера также складывается и из предыстории героев и их расы. И надо сказать, что сюжетно-философская составляющая расы протагонистов сама по себе довольно необычна.
Когда-то на планете П1 в процессе эволюции разум переселился в надёжные и долговечные механические тела. Как именно это вышло, и какая биологическая раса была предшественником наших героев, неизвестно. Но факт, что этот разум нуждался в целой идеологии, которая оправдывала бы целесообразность полного избавления от биологического наследия! На планете была уничтожена атмосфера, которая за счет агрессивных сред (в том числе биологических) и коррозии так пагубно действовала на металлические тела новой расы. Идеология же снимала с синтетиков чувство вины за уничтожение органической жизни, проповедуя превосходство долговечных и совершенных носителей разума!
Однако тут нет ничего похожего на «Масс Эффект» - подача материала какая-то сказочно-добрая и светлая. Синтетики кажутся не злыми, а немного смешными и в чем-то нелепыми со своими идеологическими постулатами, «святой» Инструкцией и борьбой за и против «полового разделения имен». Едва уловимая печальная комичность преследует нас всю дорогу. И все это на фоне вполне себе серьезной борьбы за выживание на незнакомой и враждебной планете. И это сглаживает наше понимание того, что, по сути, подход синтетической расы к окружающей среде - хищнический. Ведь все найденные ресурсы подвергаются изъятию с помощью налета огромного ресурсо-добывающего флота. И если на планете есть кислородная атмосфера и жизнь, то тем хуже для нее – атмосфера уничтожается, ресурсы изымаются, планета остается мертвой и стерильно чистой, а флот синтетиков удаляется, гордо неся знамя победителя над «биологической нечистью».
Био- и кислородо-фобия периодически прорываются в словах ЕР18, что, как ни странно, очень отличает данную расу от вышеупомянутых синтетиков из "Масс Эффект" – в FH разум несет в себе гораздо больше эмоциональности, оставшейся от биологических предтеч. Например, в процессе игры мы узнаем, что на планете существует идеологическая оппозиция – так называемые «живчики», которые ратуют за возвращение «красоты» родной планете, за восстановление атмосферы и биологической жизни. Их не понимают, иногда высмеивают. Но, судя по всему, никто не преследует и не пытается уничтожить. Что придает игре «доброту» и «милоту» на уровне детской сказки. В итоге получается "радужный сурвайвл", которому только поняшек не хватает :)
Опасная встреча с тамблером
Еще одна составляющая атмосферы – это спутник, вернее спутница, о который мы упоминали выше. В начале игры вы находите второй потерпевший крушение корабль и по его заданию ищете АНИ, маленькую заблудшуюся «единицу обслуживания». Это робот в виде металлической матрешки на колесиках, который считает, что он женского пола, и ведет себя соответственно – призывает к красоте, любви и бережному обращению с природой, а также постоянно требует от вас заботы и трат на нее ценных ресурсов.
Впрочем, на мой вкус, называть ее «мобильной единицей» - просто ирония, потому что мобильности в ней очень мало. АЙОНу, как настоящему мужику, регулярно и молча приходиться свою маленькую болтливую даму «переносить на руках», для чего в начале игры крафтится специальный прибор «аттрактор», довольно чувствительно жрущий энергию. И еще она постоянно болтает! Приведу пример монолога АНИ.
Вот представьте, идете вы по пустыне, и видите огромный скелет и заброшенный город. Вы боитесь, что начнется буря или налетят тамблеры, вы начеку!
«Мы забыли самое главное!» - вдруг радостно сообщает АНИ.
И вы тревожно пытаетесь сообразить – елки-палки, что мы забыли? Завернуть вправо и собрать там ценный ресурс? Скрафтить ей облицовку? Утюг дома выключить?
«Мы забыли, как забывать!» – вещает между тем АНИ.
О_о
«Как теперь открывать заново, что такое забывчивость?»
Тут начинается песчаная буря и вам уже не до забывчивости, потому что пока она спрашивает «Как теперь открывать заново, что такое головная боль?!» ветер может ее стереть в порошок… Нет, думаете вы, мне ничего не стоит открыть заново, что такое головная боль, потому то есть АНИ!
Поэтому кого-то из игроков АНИ раздражает, но кого-то - умиляет. Однако так или иначе, довольно быстро становится ясно, что АНИ – ценный ресурс, и без нее с этой странной планеты не выбраться. Да, она постоянно тормозит, везде застревает, под открытым небом подвергается коррозии, так как не имеет защиты, и беспрерывно болтает. Но вскоре вы виртуозно научитесь совать ее в порталы, перетаскивать с места на место, крафтить ей защитное покрытие. И да, без нее игра бы многое потеряла, даже эти безумные блондинистые монологи порой забавляют, а порой сообщают ценные сведения. Иногда она очень даже милая, если вы понимаете, о чем я.
Эпический бой с птеродактилем на небоскребе
Немного о механике и багах.
В начале игровой процесс ненапряжный – опасных мест мало, хищников совсем нет, разумный корабль ЕР18-ЕР289х65 охотно делится сведениями и дает уроки, помогающие узнать всю механику и понятия. Но не стоит обманываться этим покоем - за любым поворотом может оказаться сюрприз. Например, в самом начале, когда вы учитесь «летать», точнее перепрыгивать препятствия, вы можете саморазрушиться, если не обратите внимание на процент сохранности корпуса. Удары о землю, огонь, лава - грозят вам уже на первой стадии игры, а дальше начнутся встречи с агрессивными хищниками и непонятными летающими фигнюшками в виде облачка из лепестков пламени (тамблерами), которое без акробатики не прогнать простой железной трубой.
Для поиска ресурсов есть компас, который показывает вам однократно отсканированный материал. Следует внимательно осматривать все, что кажется из ряда вон выходящим. Семена, например, могут быть добыты из прекрасных крупных цветов, но вы можете пройти мимо маленьких зеленых соцветий, спрятанных в траве, а еще бывают ящики с семенами! Сперва мне казалось, что компас - это такой чит, слишком облегчающий игру, но позже стало понятно, что без него игру не пройти вообще. Мало того, он иногда запутывает, так как показывает только одну плоскость, не учитывая уровни и ступени. И еще - он не работает на морозе!
Если вам неясно, зачем там и тут золотистые металлические подтеки на скалах, которые невозможно собрать, вспомните, что вам рассказывал ваш патрон, когда объяснял, как пользоваться телепортом.
Если ячейка для хранения одного ресурса полна, и вы не можете собрать больше, потратьте их на изготовление инструментов, энергоячеек и топлива. Они всегда пригодятся и никогда не будут путешествовать с вами мертвым грузом. Помните, что вы не всегда сможете вернуться в определенное место, или можете вернуться через довольно продолжительный – и опасный! -промежуток времени. Если на первой стадии игры самым ценным и редким ресурсом будут фотоники, то после нахождения АНИ это может быть креонобль или семена. Вам всегда нужна энергия на аттрактор, вам постоянно нужен телепорт и топливо, вы периодически нуждаетесь в крафте облицовки и новых приборов.
Ани очень уязвима к плохим погодным условиям – ей буквально вредно все, кроме солнечного света, ведь конструкция этого робота не предназначена к работе вне «тепличных» условий родного корабля. Поэтому ищите укрытия для нее, обращайте внимание на то, отключено или нет автоследование. Всегда помните, где именно вы нашли пещеру или другое укрытие, и как быстро туда можно доставить АНИ. Также вы можете крафтить для АНИ защитное покрытие, и это тоже постоянно требует ресурсов! Когда ее символ на интерфейсе становится красным, это означает, что ее облицовка полностью стерлась или заржавела, и надо крафтить новую. Для облицовки требуется редкий ресурс кубус, и на первых порах я постоянно тратила его на защиту Ани. Оставив ее во время бури под крышей, Айон может осуществлять разведку в поисках доступного пути или следующего укрытия. Однако покрытие все равно неумолимо портится со временем, так что оставить ее надолго и удрать на разведку за 800 метров не получится. К тому же без Ани вы не увидите один из самых ценных в игре ресурсов!
Как я уже говорила, АНИ мало мобильна. Она такая «стеснительная девочка», что боится ходить по оврагам, и вам постоянно придется таскать ее с помощью аттрактора. Поэтому освойте прием «взять АНИ аттрактором и сунуть в телепорт как куклу», иначе вы то и дело будете ее терять. Малейший баг текстур или непонятная закавыка поверхности – и она не желает следовать за вами, изображая из себя матрешку. Создавая прицел портала, помните, что пройдя в него, АНИ может провалиться куда-то, и разбиться. Как, впрочем, и ваш АЙОН. Поэтому всегда записывайтесь.
Более того, так как в игре есть баги, советую записываться перед каждым входом в портал, созданный не вами. Я столкнулась с ситуацией, когда в самом начале в поисках АНИ прошла через портал, охраняемый птицей, и попала на местность, пронизанную багованными текстурами.
Правда, после обширной переписки с разработчиками оказалось, что у меня просто-напросто устаревшая винда, которая не видит мои 4 Гб ОЗУ, и естественно, это не должно лечиться никакими переустновками клиента Стима (хотя мне почему-то помогало! :) После увеличения памяти до 8Гб и установки новой винды все баги как рукой сняло.
И да, в конце - о концовках. Их две. Спойлерить конечно не буду, но скажу, что меня они немного разочаровали. Являясь, по сути, очень разными в плане философского и идеологического выбора, тем не менее, по видеоряду они оказались сильно похожими, и это огорчило меня. Хотелось большего. Тем не менее, если вы прошли всю игру, переживая за своих героев и впитывая в себя атмосферу и мир игры, то концовка не сможет оставить вас равнодушными. На глаза наворачиваются слезы, в горле стоит ком, и очень трогательно наблюдать, каким именно образом герои смогли осуществить свой путь домой, и ролик после титров.
В завершение подведу итоги.
Плюсы игры:
- Увлекательный многоплановый сюжет;
- Хорошая графика (особенно для инди);
- Многожанровость (интересные и сложные головоломки, сурвайвл, шутер, бродилка и др).
- Прекрасная и атмосферная музыка;
- Продуманный и хорошо проработанный мир;
- Доброта и легкий юмор.
Минусы:
- Баги (в основном провалы сквозь текстуры);
- АНИ может раздражать;
- На слабых компьютерах придется спускать качество графики вниз, чтобы игра нормально функционировала.
В заключении желаю вам хорошо провести время в этой игре :)
PS Не откажу себе в желании порекламировать одного из летсплееров, который произвел на меня хорошее впечателние. На канале YouryCot можно увидеть отличное и приятное прохождение «Phoning Home»